Monday, April 10, 2017

котлета vs. гамбургер


котлета против гамбургера
отличий у них очень много, во-первых, состав: гамбургер это чистое мясо. американцы спорят, солить или не солить,
хотя, подозреваю, что под влиянием русских в некоторых местах можно уже купить с мелко нарезанным репчатым луком и (или) с зеленью. то ли дело, котлета. её делают из всего, котлета - это фамилия, имён ей легион: мясные, рыбные, капустные, морковные и. как апогей советской власти из вымени и китового мяса, обе невероятная, по-моему, гадость. в мясную котлету пихают всё, она дитя советского дефицита и цен. хлеб, белый или чёрный, лук, чеснок, картошка; всё, что можно замаскировать ароматом жареного лука и мяса, шло в мясные котлеты. рыбным повезло немного больше, рыба была дешёвой, кстати, американцы делают рыбные котлеты намного вкуснее русских, рецепт принципиально другой. во-вторых, технология. гамбургер не с гриля - это не гамбургер, котлета без сковороды, это не котлета. в-третьих, ритуал поедания. гамбургер сродни шашлыку. он идёт лучше всего в солнечную погоду на улице. чем лучше компания, тем вкуснее гамбургер. а если к нему холодное пиво или красное вино, яркое, как гранатовый сок, и с минимальным количеством танинов, мир вокруг становится гораздо приветливее. в пабах гамбургер тоже бывает неплохой. в нормальных пабах к нему дадут хорошую жареную картошку и солёный огурец. самое плохое, что с ним могут сделать, навалить на него по просьбе клиента всякой ерунды, как жареных грибов, или морской капусты, или ещё чего-нибудь не традиционного. а традиционное кроме ломтика помидора и листика латука может быть только ломтик американского сыра, что ни что иное как плавленный сыр, который расплавится на мясе и превратиться в подобие соуса. найти хороший паб просто до невозможности, надо просто обратить внимание, сколько мотоциклов стоит перед ним. а что с котлетой? она незаменима вечером, когда семья собирается за ужином после работы и институтов-школ-детских садов. бабушка с полной огромной сковородой свежих котлет выплывает с кухни королевой, а на столе уже пюре, и квашеная капуста, приправленная постным маслом и тонко нарезанным репчатым луком. если бог послал, в капусте сверкает клюква, и тогда, непременно, бабушка добавляет чуть-чуть сахара. котлеты всегда получаются разные, одинаковые сделать невозможно, но вот так, с огня они всегда вкусные. детям можно сделать совсем маленькие, чтобы их глаз радовался и ели лучше. вообще, дети больше любят котлеты, хотя один мой зять спросил рецепт, купил мясорубку, и готовит теперь сам. хорошо прожаренные котлеты берут с собой в поезд. они хорошо идут на следующий день в сэндвиче на работе. это их огромный плюс, они очень хороши и через два дня холодные, разрезанные пополам на чёрном хлебе с горчицей и ломтиком солёного огурца. пытаться съесть холодный гамбургер я не советую, только с горя. вот, кажется и всё. остались сантименты. моя бабушка рассказывала, как её мама делала котлеты из грудок пулярок, рецепт я не спрашивала, потому что котлета из пулярки звучала для меня как стэйк из крокодила. но в америке меня поразило и обрадовало, что куриное мясо стоит намного дешевле говядины. даже сейчас через 29 лет, я приятно удивляюсь, покупая по 2 доллара фунт очищенных от костей и кожи грудок. делать котлеты из них одно удовольствие. в курином мясе много коллагена. можно просто прокрутить его, посолить-поперчить, обвалять в сухарях или муке (вообще, в чём угодно. да, чеснок в котлетах я очень не люблю) плоские котлеты и обжарить минут по 5-7 с каждой стороны на среднем огне. а можно по старинке прокрутить вслед за мясом лук, потом хлеб, размоченный в воде, добавить в массу немного растительного масла, соль перец, всё, что душе угодно, мои любят с кинзой, сформовать, обвалять, поджарить немного дольше чем из чистого мяса. и немедленно есть. в субботу делала, внуков кормила и бабушку вспоминала.
p.p.s. старею, забыла написать, что когда жарила котлеты примерно месяц назад забыла включить вытяжку, и весь наш маленький подъезд пах как одна большая котлета. соседи, правда не пришли поесть. а вот когда мы жили в Бруклайне, одна соседка не выдержала, пришла, и совершенно недвусмысленно сказала, что умрёт если ей не дадут попробовать, что так вкусно пахнет. котлеты в тот раз готовила моя мама. она вообще мастер жарить котлеты. мой дед ехал с одного конца Москвы на другой, когда она звонила и говорила, что жарит котлеты. а ещё она могла поджарить их и потушить потом в сметане в духовке. получался необыкновенный бежевый соус. потом нормальная сметана в Москве пропала, а на разведённой не получалось. однако, вернусь к моим котлетам. на следующее утро моя дублёнка пахла котлетами, муж, как всегда, сказал, что хочет меня сожрать, а я вспомнила портрет Галы Дали с котлетами на плечах. я всегда удивлялась, почему котлеты, а тут все кусочки собрались в картину. Гала же была русской. застрелите меня, она жарила Дали котлеты, смахивала со лба тыльной стороной ладони волосы и смеялась, когда он вбегал в кухню, целовал её и говорил, генерал котлет, ты пахнешь невыносимо вкусно, я тебя сейчас сожру, а потом нарисовал её с котлетами на плечах вместо погонов. что бы проверить эту ерунду, я полезла в интернет, набрала в гугле "гала дали котлеты" и... мне вылетела кулинарная книга Дали "Кухня Галы". Только изданная, всего второй раз, на английском. Конечно, купила. Вчера получила, не налюбуюсь, хотя рецепты ещё как следует не читала. Видимо, впала в детство, смотрю иллюстрации:)

No comments:

Post a Comment