Thursday, June 2, 2016

А теперь, чтобы два раза не вставать о сжигании книг


Сжигать их начали как только они появились на бумаге. Более того приспособились на кострах из книг сжигать их авторов или читателей. А что, очень удобно, обернул в тору, и полена экономятся. Так сожгли раввина Хананиа бен Терадона, кстати, учредителя и прекрасного руководителя благотворительных фондов. Когда его сжигали на медленном огне, он сказал своим ученикам, что горит пергамент, а буквы Закона возносятся к небу. Несколько столетий спустя в одной из мох любимых книг сатана скажет Мастеру, что рукописи не горят. Хотя не горят они, если автор остаётся жив.

Ранним христианам тоже досталось. Римляне особенно постарались. меньше бы книг жгли, дольше бы их империя стояла, но они думали наоборот. Святого Винсента Сарагосского сожгли, потому что он отказался отдать манускрипты.Теперь он покровитель Лиссабона. Не поэтому ли люди Книги находили в Лиссабоне убежище во время Второй Мировой. На иконах его изображают  в руке с книгой, которая стоила ему жизни. Тогда же многие христиане сдали свои писания и спаслись. Их назвали "отдавателями", потом это слово превратилось в "предателей", не на русском, а на английском, конечно.

Вероятно, в ответ на притеснения поздние христиане разгулялись как варвары. Они сожгли огромное количество библиотек их предшественников, а так же книг, которые они считали богохульными. Библиотека Антиоха была сожжена 1650 лет назад. Чуть раньше сожгли все книги, которые не соглашались с догмой Троицы. Чуть позднее бишоп Египта просто приказал сжечь все книги, кроме тех, которые составили Новый Завет. И так до 385 года. В том году свои начали сжигать своих объявляя их еретиками. Первый христианин объявленный еретиком был Присциллиан бишоп из Авилы. Он считал, что христиане должны быть аскетами и поплатился жизнью. Его трактаты были сожжены. К счастью в 19 веке нашли несколько сохранившихся копий.

В 5 столетии сожгли все книги Этрусков. это самые яркие для меня сожжения книг в древности. А потом началось средневековье. Константинопольский Патриарх Ютючиус написал, что после вознесения тело становится легче воздуха, и потрогать его больше нельзя. Папе Римскому Григорию это очень не понравилось. Так как оба были очень ымными, силы были равны, и выяснить в дебатах кто прав они не смогли. Тогда судьёй выступил Византийский император Тиберий. Идея, что он что-то не может потрогать, ему очень не понравилась. Приговор был вынесен в пользу Папы, а книги еретика сожгли. Находились и очень умные среди "правоверных". Они припрятывали экземпляр еретичной книги, чтобы потом списать оттуда умные мысли и выдать их за свои. В России книг было меньше, поэтому и проблем с ними было меньше. Очень жалко библиотеку и архивы Новгородской республики, которые жгли и сожгли Иван Третий и его внук Иван Грозный.

Арабы, турки, персы, все жгли книги. Евреи тоже жгли не людей, а книги. В 1624 году в Амстердаме сожгли книгу Ури да Коста. В этот раз евреи объединились с протестантами против идеи, что душа не бессмертна в католическом смысле. Также Да Коста, будучи сам новообращённым в иудаизм, написал книгу о ненужности строгих иудейских ритуалов. В общем, всех достал. Книгу сожгли, его выгнали из общины, потом, правда приняли обратно. Но он не исправился. Более того, он он придумал (вот ведь молодец, ясная голова), что религию выдумали люди. Бог писал он это природа мирная и гармоничная, тогда как организованная религия зло и насилие. Когда он отговорил двух христиан, которым нравились его теории, и которые думали, что это и есть иудаизм, перейти в иудаизм, община выгнала его второй раз. Дальше всё было очень плохо. Короче, он застрелился.

 Интересно, что в Германии традицию начал Мартин Лютер в 1520 году. Все католические книги, которые его шайка нашла, были сожжены. А в школе нас учили, каким он был героем, правда подробно о его героизме никогда и нигде не рассказывали.

Не удивило, как англичане использовали книги из разграбленных в 1536-1541 годах монастырей. Они ими свои королевские и придворные задницы вытирали, на большее фантазии не хватило. Чёрт с ними, им же хуже. Вообще, запомнить всю историю сожжённых книг практически невозможно. Эта история так обширна, что можно создать музей сожжённых книг, но некоторые истории врезаются в память сильнее других.

Так запала в память судьба Майкла Серветуса (1509-1553). Если перечислить, кем он был и что он знал, можно без преувеличения сказать, что он был гением. Его сожгли в Женеве, не последнюю роль в этом сыграл Мартин Лютер. Серветуса считают духовным отцом Унитариев, Свидетелей Иеговых и пары других течений. Но главная его заслуга состоит в том, что его смерть возмутила умы. Так началась борьба за свободу сознания, которая в некоторых странах стала гражданским правом.

В нашем пуританском Бостоне в 1651 сожгли книгу основателя города Спрингфилда (сейчас там большая община греческих ортодоксов) Уильяма Пенчона. А всего-то он критиковал пуритан. Очень был умный человек. Уплыл обратно в Англию вместо того, чтобы предстать перед судом в пуританском Массачусетсе.

Продолжение, может быть, следует.

 

No comments:

Post a Comment