Tuesday, April 26, 2016

как убить выходной



вопрос чисто риторический, потому что я лучше всех знаю, как это сделать. надо среди дня пойти в филармонию на Реквием Верди. я бы в жизни не пошла по собственной воле, но дочка подарила два билета папе на день рождения. мне очень хотелось посоветовать ей самой с папой и пойти, потому что мне ничего монументальное Верди не нравится, то ли дело Моцарт, включил в машине, и можно хоть до любого полюса под его воздушную музыку катить, не заметишь, как доедешь, но язык не повернулся. в общем, потащились мы.

народищу в филармонии до чёрта. а средний возраст публики, мама дорогая, лет 100. самое время послушать Реквием. боже ж мой, какая страшная концентрация пигментных пятен и других старческих кожных болезней на лицах мужчин, женщины выглядят получше, наверное потому, что всё-таки, большинство значительно моложе своих мужчин. причёсочки у всех - волосок к волоску, косметики очень в меру, одеты все как из одного магазина, просто тоска. но не такая тоска, конечно, как синие костюмы их мужей с коричневыми ботинками.

это у нас в Бостоне такая мода на все времена у финансистов - синий костюм и коричневые ботинки, чтобы их сразу было видно, как хиппи по длинным немытым волосам в Москве. вообще, это очень удобно. хотя общество в штатах считается демократичным, но это всё в сравнении, за просто так эти женщины абы кому не улыбнутся, а кому улыбаться, они по мужчине рядом со спорным объектом на счёт раз по синим брюкам и коричневым ботинкам определяют. вообще, хоть я и смеюсь над синебрючниками, но они молодцы. ну, вот хотя бы сравнить средний вес людей в филармонии и кинотеатре, что получится? а получится, что он будет равен, если к филармоническому ещё вес кресел прибавить. и женщины их такие же худощавые, но не совсем.

если мужчины больше всего напоминают клюшки для гольфа, рукояткой вниз, то женщины, когда их много в одном помещении, больше всего похожи на табун старых лошадей. все крупные, сильные, мосластые с немного лошадиными челюстями. глядя на них, в голову приходят дурацкие мысли о неестественном отборе, хотя, пути господни неисповедимы, может быть, 50 лет назад они были высокими прекрасными блондинками, играли в теннис в коротких белых юбках и флиртовали с кем попало, пока их мужья тянули джин.

теперь они одеваются в лорд анд тэйлор или джек джилл не потому, что денег нет, а потому, что янки деньги на ветер не бросают. здесь вам не манхэттан, здесь климат иной:) если в манхэттане с такими деньгами женщины такого возраста больше похожи на стаю уже высушенной воблы, с крашеными волосами до плеч в чёрном платье версаче на худой конец, то наши будут попроще. у большинства очень аккуратно уложенные прекрасные стрижки, тёмные юбки и блузочки (не путать с блузками, которые одевают молодые секретарши) пастельных цветов.

в общем, ничего вызывающего, старый, добрый Бостон. публика потихоньку рассаживается. многие встретили знакомых, не то чтобы неожиданно, но о встрече не договаривались и билеты вместе не покупали. типа так встречаются завсегдатаи бара. знакомые в Бостоне при встрече как-бы целуются, но это совсем не поцелуй. в зависимости от степени знакомства они могут коснуться друг друга щеками, чмокнув при этом губами, целуя воздух, или между щеками останется щель, но воздух всё-равно чмокнут. руки при этом могут изобразить объятие. но здесь вам не там, никто никого не коснётся туловищами. все своё личное пространство как сейф с драгметаллами охраняют. в любом случае, лучше чем в Нью Джерси, там принято обниматься. как по мне, я лучше воздух поцелую, чем прижаться к утлой груди.

наконец расселись. лица прекрасные, одухотворённые, не то что у меня тоска разлилась и спать хочется. оркестр и хор тоже расселись. с небольшим опозданием стремительно вбежал дирижёр, взмахнул палочкой, и все замерли. ну, не так как я замерли, а по-хорошему. а я через 5 минут уже засыпала. это второй раз в моей жизни я засыпала сидя. один раз перед новым годом после сдачи курсовой придурку, который требовал, чтобы курсовая была перевязана ленточкой, а у меня только шпагат был, так что он мне четвёрку поставил. наверное, от огорчения я в метро на плече друга заснула.

теперь я нoровила завалиться на плечо мужа, но он не дал. припомнил мне, как я его в берлинской опере на Фиделио будила. надо сказать, реквием в 100 раз веселее Фиделио. от Фиделио могут зубы заболеть или можно оглохнуть, если нет особого интереса к классической музыке. В общем, я борюсь со сном на равных, то он побеждает, то я. мне это удаётся когда бас баритон поёт и меццо-сопрано, а как только тенор заводит или сопрано, у меня начинается приступ отчаяния. немного помогает сильно прищурить глаза и смотреть на дирижёра.

как глаза сильно прищуришь, перед ними зелёные круги плывут, и кажется, что это не дирижёр, а кузнечик - ножки длинные, худые, фалды фрака как крылья развиваются, а в голове детское: "в траве сидел кузнечик..." тут главное не захихикать. для этого помогает программка размером с небольшую книгу. открываешь её, как соседи по несчастью по креслам, и делаешь вид, что что-то проверяешь, типа не сбились ли они с ритма или, не дай бог, не пропустили ли слово. потому что в программе не только фотографии основных действующих лиц и их профессиональная биография, но весь текст слово в слово на двух языках.

это оказалось большим счастьем, потому что я какой-то язык почти выучила. какой-то, потому что в полусне никак не могла сообразить латинский это или итальянский. тому, кто придумал рядом с оригиналом печатать подстрочник надо дать награду. в общем, сижу, сверяю слова с тем, что певцы поют, потом сверяю с подстрочником, и к Осанне уже на подстрочник могла не смотреть, и так всё понятно: спаси наши души, всемогущий. от гордости, что понимаю незнакомый язык я совершенно проснулась и последнюю треть перформанса занималась тем, что мечтала о некотором усовершенствовании.

хорошо бы было, мечтала я, установить пару больших экранов по сторонам сцены, как это делают на эстрадных концертах, и камеру на лицо дирижёра. кто его знает, может быть он смешные рожи корчит, чтобы оркестр и хор не заснули. хотя хор так много раз вставал и садился, что в спорт зал они в тот день уже могли не ходить, и спать у них времени не было, конечно. а оркестр вполне себе мог поспать, особенно скрипки. я совсем не ценитель, но скрипки мне показались какими-то невыразительными, и виолончели тоже, хотя смычковые в оркестре я люблю больше всего. но зато духовые были прекрасны. и без хора было понятно, о чём они поют.

но тут опять накладка вышла. когда слушаешь эту музыку, невозможно представить, что Реквием посвящён одному человеку. такое можно написать после трагедии Хиросимы или другой большой трагедии, как цунами, например. конечно, Верди мог думать о человечестве, вообще, или о себе самом. слишком много страстей и мощи и веры для простого смертного. кстати, только Реквием Моцарта исполняют чаще. оно и понятно, Реквием Моцарта написан богом, Верди - всё-таки человеком. Но это моё личное мнение.

Сейчас сижу и думаю, что пора подумать о музыке на собственных похоронах. буду самую весёлую подбирать, а то будут друг на друга постные рожи смотреть и, бог знает что обо мне вспоминать. и не вспомнят, что я люблю жить весело и шутить. ведь всё, что я написала, ничего больше, как шутка. хотя в каждой шутке есть доля правды:) вот ведь как, начала за здравие, а кончила за упокой...
а если совсем серьёзно, нашла сейчас хорошую статью о том самом концерте, на котором сначала чуть не заснула. там, кстати, очень хорошо написано, почему:)
http://bostonclassicalreview.com/2016/04/stellar-soloists-lift-verdi-requiem-with-boston-philharmonic/

No comments:

Post a Comment