Wednesday, May 25, 2016

Уильям Оккам и его Лезвие


Лезвие Оккама
Это совсем не название детектива или фантастического романа. это методологический принцип. Я его сформулирую своими словами, хотя немного боюсь, что вложу другой смысл, но постараюсь. Если какой-то результат можно объяснить несколькими гипотезами, то проверять (или строить теорию) стоит начинать с самой простой. Например, в щели между сидением и спинкой в машине мужа обнаружились женские трусы. Варианты: 1 - у мужа есть любовница 2 - подвозил сотрудницу с пакетами вещей, она выронила 3 - давал машину сыну 4 - давал машину дочке 5 - это мои трусы, но я их не узнаю 6 - если нет детей, марсиане забросили и ещё миллион историй. По Лезвию Оккама начать выяснения стоит с наличия любовницы. Это я к тому, что несколько лет назад в совсем неспокойной бостонской диаспоре произошло событие, которое разделило женщин на две части как лезвием. Одни, большинство, безоговорочно приняли сторону жены, другие мужа. Хотя мужа мне было жалко намного больше, и я это всем, кто хотел знать сказала, я до сих пор удивляюсь, как долго зрел нарыв и как страшно прорвался. В общем, я знала эту пару достаточно хорошо, часто пили и ели у общих знакомых. Много лет у жены были подозрения, что что-то идёт не так. Но муж всегда рассказывал ей сказки, в которые жена хотела верить. Взрыв произошёл не тогда, когда накануне их серебряной свадьбы муж пришёл домой с разбитым лицом, и жена ясно поняла, что он дрался с мужем любовницы, а когда жена нашла в машине "забытый" дневник любовницы. А был и первый каштановый волос на пиджаке, и след губной помады на майке, и совещания после работы, и командировки чаще чем обычно. И напряжение висело в воздухе как перед грозой, когда они оказывались вчетвером в одной компании. Знала бы она принцип Лезвия Оккама, кончилась бы история раньше с меньшей кровью. Может быть, конечно, это я наивная дурочка (кстати, есть у меня история об одной "дурочке", которая похожа счастливым концом на Золушку, обязательно напишу), и деньги склеивают всё, но дневник жена не перенесла. Их развод и последствия развода история совсем другая. Старею, самое интересное почти забыла написать. Оккама родился в 1287 (или 85) году. Очень рано стал францисканцем. Учился в Оксфорде, но что-то случилось, должность и титул регента мастера он не получил. Тем не менее ему дали должность учителя. Его комментарии к "Сентенциям" Питера Ломбарда синод бишопов оценил как неортодоксальные, и призвал его на папский суд в Авиньоне. Дальше не совсем ясно что произошло, но в Авиньоне он нажил себе серьёзного врага. Оккама (мне хочется написать его имя как Окхэм) попросили собрать все аргументы окружающие "Нищету Апостолов". Францисканцы верят, что Христос и его апостолы не имели собственности, ни частной, ни общественной, и следуют "Правилу Святого Франциска" ничего не иметь. Папа Джон 22 (наверное, Иоанн), который вел жизнь принца, был очень зол на францисканцев вообще и на Оккаму в частности. Поэтому Оккаме пришлось искать защиту в Баварии у Луи 4. За это его отлучили в Авиньоне от церкви, а он в свою очередь обвинил папу в еритизме (не знаю как правильно написать, но, думаю, понятно и так). Интересно, что церковь никогда не считала еретиком Оккаму. Вот и всё. Остаток жизни он много занимался политикой. И успел умереть до эпидемии чумы в 1347 году.

No comments:

Post a Comment