Friday, September 9, 2016

другие предки


я подумала, было бы свинством написать так много о Гроссманах и не написать о Гехтерах, моих других прабабушке и прадедушке, родителях деда.
О них ни в какой книге не найти, потому что они были страшно бедными. Знаю я о них очень мало, потому что дед рассказывал намного меньше чем бабушка, но из отрывков сложились образы как из лоскутков одеяло. Вообще-то, очень бедными они не должны были бы быть, всё-таки, у них была пекарня. Но прадед был очень плохим бизнесменом, и тянули они еле-еле. В общем, карьера пекаря в Армянске не удалась, хотя дед на протяжении всей жизни пытался восстановить рецепт "маминых пампушек". Он говорил, что без них самый лучших борщ никакой не борщ. Пампушки деда по-моему были великолепными, но он всегда был ими недоволен. Ещё он вспоминал только одно мамино блюдо. Покупалась самая дешёвая мелочь. Мелочь - это всевозможная мелкая рыбёшка, которую покупали для любимой кошки или совсем бедные люди. Мама вынимала внутренности и укладывала в горшок слоями со слегка обжаренным луком и кружками помидоров. Горшок ставили в остывающую после выпечки хлеба печку, и к обеду там образовывалась амброзия. Дед никогда не пытался воспроизвести это. Нет продуктов, говорил он, и печи нет. что-то меня не туда понесло. Хотя еда может много рассказать о людях. Кроме еды о статусе семьи говорит детство ребёнка. В семье деда у детей, а было их пятеро, два мальчика и три девочки, детства не было. Мальчиков с 8 лет отдавали в лавку, девочки шли в няньки. Девочкам, правда, везло больше, их брал какой-то очень богатый помещик, кажется, его фамилия была Фейн, и должность была только днём следить за чистотой лица, рук, одежды. Всем остальным занимались гувернантки и другая взрослая прислуга. Когда я приставала к деду рассказать мне, что он делал, он говорил, что самое интересное и не трудное было, когда его сажали в почти пустую огромную бочку с маслинами, и он подавал их со дна. образование детям давали самое минимальное. У деда было всего два класса реального училища. Так что для них революция сделала очень много . Две девочки стали хорошими врачами, одна закончила педучилище. Дед сделал хорошую карьеру с двумя классами, но главным бенефитом революции он считал свою жену. Если бы не революция, мы бы никогда не столкнулись, говорил он. Большой загадкой в семье было исчезновение брата деда вскоре после революции. Он исчез с огромной банковской выручкой, которую куда-то вёз. Мне хочется верить, что ему удалось скрыться с ней и прожить жизнь счастливо и в достатке, а не быть ограбленным и убитым бандитами. У нас есть две фотографии, прадед улыбается. На него похож мой любимый двоюродный дядя. Может быть мой прадед был таким же хорошим человеком. Прабабушка чем-то завораживает меня. Может быть, потому что дед немного на неё похож. Ей бы другого мужа и блистать на балах или уехать в Сорбонну учиться, она была очень умной. Из-за них я никогда не думаю о революции как о тотальном зле. Всё-таки некоторым она дала возможность жить по человечески.

2 comments:

  1. Спасибо, тетя Инна!

    ReplyDelete
  2. We are waiting for photos of new kid in the family:) Kiss you.

    ReplyDelete