Я знаю, что на дворе еще февраль и до первомая еще жить да жить, но все же решил подготовиться заранее. Теоретически. Начнем с корней.
Хочу вспомнить еще одну ипостась первомая. 1 мая 1807 года, английский парламент, с подачи Лорда Вильберфорса, принял решение – отменить работорговлю. Англичане не только сами прекратили это, но принялись, с поистине религиозным рвением убеждать другие страны последовать за ними.
Во Франции, в Португалии, в Испании, и особенно в развивающейся Америке на них смотрели как на чудаков. Все люди братья? Это что значит, мы, белые, культурные, образованные, с приятными манерами, умением играть на фортепьяно, писать чувствительные стихи, строить дворцы и храмы и прочая – мы братья этим дикарям? Извините!
И продолжали возить рабов, украденных из Африки и перепроданных через прибрежные станции. На востоке ими обычно заправляли торговцы-арабы, а на западе — местные вожди. По 60 тысяч в год перевозили через Атлантику.
Английский военный флот патрулировал океанские пути, пытаясь остановить поток живого товара. Англичане даже организовали военную базу на испанской территории в Фернандо По.
Над высокими порывами легко издеваться. Великий Гете тогда цинично писал — «англичане делают это с одной целью — оставить африканцев в Африке и эксплуатировать их прямо на месте».
Бразилия протестовала — англичане хотят разрушить наше сельское хозяйство!. На Кубе, видный христианский епископ заявлял, что рабство — это необходимый переходный период для окультуривания африканцев.
«Любые бездумные попытки освободить нынешних рабов – писал он — будут для них катастрофой, поскольку они живут и работают на отлично организованных плантациях».
Позже, после американской войны между севером и югом, окончившейся, как известно, отменой рабства в США, южные плантаторы назвали политику Авраама Линкольна «культурным геноцидом».
Мы знаем, что рабство — это плохо, но два века назад это понимали далеко не все. Выступавший в английском парламенте видный деятель, профессор права, заявлял что «нам не следует учить испанцев гуманности».
Сегодня, двести лет спустя, мы по-прежнему учим. Правда на сей раз не испанцев, а ближний и средний восток, и не гуманности, а демократии.
Какое мы имеем право? У них свои традиции и культура, у нас свои. Если в исламском обществе женщины не стремятся к образованию, или не хотят чтобы их лечил врач-мужчина, или им удобно быть на полном материальном и моральном попечении отца, а потом мужа, то — что в этом плохого?
Покой, безопасность, обеспеченность. А с Запада все лезут со своей свободой и демократией.
И все же, если заглянуть в прошлое, получается что лезть все равно надо.
Это — исторические уроки первомая.
No comments:
Post a Comment