Сначала маленький анекдот: Никогда не спрашивайте у мужчины зарплату, у женщины возраст, у дедушки с бабушкой, почему они эмигрировали в Аргентину. Хотя, если честно, я люблю Аргентину, это одна из немногих стран, которая давала убежище евреям во время войны.
Картина старых мастеров, похищенная нацистами, обнаружена в объявлении о продаже недвижимости в Аргентине
Нидерландская газета AD сообщает, что проследила «Портрет дамы» Джузеппе Гисланди до дома под Буэнос-Айресом
Джон Хенли, европейский корреспондент
Вт, 26 августа 2025, 10:27 EDT
Более чем через 80 лет после того, как нацисты похитили её у еврейского арт-дилера в Амстердаме, картина итальянского мастера была замечена на сайте агентства недвижимости, рекламирующего продажу дома в Аргентине.
На фотографии видно полотно «Портрет дамы (графини Коллеони)» позднего барочного портретиста Джузеппе Гисланди, также известного как Фра’ Гальгарио, висящее над диваном в гостиной дома в приморском городке под Буэнос-Айресом.
Нидерландская газета AD сообщила, что проследила судьбу картины, которая числится в базе данных утраченных произведений искусства и значится в министерстве культуры Нидерландов как «не возвращённая» после Второй мировой войны. Это стало результатом длительного расследования — и невольной помощи риелтора.
Картина «Портрет дамы» принадлежала Якобу Гудстиккеру, одному из ведущих нидерландских арт-дилеров. В середине мая 1940 года он бежал из Нидерландов от наступавших нацистов, но погиб, упав в трюм корабля, на котором спасался, и сломав шею.
Спустя несколько недель вся коллекция Гудстиккера — более 1100 произведений, включая многочисленные полотна старых мастеров, — была скуплена в принудительной сделке за малую часть реальной стоимости рейхсмаршалом Германом Герингом.
После войны часть произведений была возвращена из Германии и выставлена в составе национальной коллекции в Рейксмузеуме, а в 2006 году 202 картины были возвращены единственной наследнице дилера, невестке Марей фон Сахер.
Однако «Портрет дамы» среди них не оказалось. По данным AD, найденные военные документы указывали, что картина находилась у Фридриха Кадгина — нацистского чиновника, офицера СС и ближайшего помощника Геринга, который в 1945 году бежал в Швейцарию.
Кадгин — которого американские следователи описывали как «не настоящего нациста», но «змею самой низшей пробы» — позже перебрался из Швейцарии в Бразилию, затем в Аргентину. Там он основал компанию, обзавёлся семьёй и умер в 1978 году в возрасте 71 года.
Газета сообщила, что в течение нескольких лет пыталась поговорить с двумя дочерьми бывшего нациста в Буэнос-Айресе о его прошлом и пропавших картинах, но всякий раз получала отказ. В итоге журналист просто постучал к ним в двери.
«В доме явно кто-то был — мы видели тень в коридоре, — но дверь так и не открыли», — рассказал репортёр Петер Схутен. — «Кстати, дом выставлен на продажу», — добавил он, приложив ссылку на агентство Robles Casas & Campos.
Журналист AD Сирин Розман рассказал: «На следующее утро я открыл ссылку и начал листать фотографии интерьера. Есть ли в доме что-то, что напомнило бы о прошлом Кадгина? И тут я увидел это. Картина над диваном — фото номер пять…»
По словам газеты, искусствоведы считают, что полотно имеет все признаки утраченной работы Гисланди — одного из важнейших итальянских портретистов конца XVII – начала XVIII века, чьи произведения выставлены в музеях по всему миру.
Брам де Клерк из Университета Радбауда в Неймегене отметил, что композиция «идентична», размеры и цвета совпадают с ранними черно-белыми фотографиями, но предупредил, что по одной фотографии нельзя сделать окончательный вывод.
Два исследователя из Службы культурного наследия Нидерландов, Аннелис Кул и Перри Схриер, также заявили AD, что «нет причин полагать», будто это копия, но подтвердить подлинность можно только при непосредственном изучении картины.
Кроме того, Кул и Схриер считают, что нашли фотографию ещё одной утраченной картины, которая, как известно, была у Кадгина, — натюрморта голландского художника XVII века Абрахама Миньона. Она появилась в соцсетях на странице одной из его дочерей.
AD отметила, что все попытки поговорить с сёстрами после появления этой фотографии провалились: одна из них якобы сказала газете: «Я не знаю, какую информацию вы от меня хотите, и не знаю, о какой картине вы говорите».
Американский адвокат семьи Гудстиккера сообщил изданию, что наследники будут прилагать все усилия, чтобы вернуть работу, а 81-летняя фон Сахер заявила, что не прекратит поиски произведений искусства, принадлежавших её свёкру, начатые ещё в 1990-е.
«Моя семья стремится вернуть каждое произведение, похищенное из коллекции Якоба, и восстановить его наследие», — сказала фон Сахер.
Да, я читала об этом, но без деталей. Спасибо за публикацию.
ReplyDelete